Вверх страницы
Вниз страницы

ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Объявление

ПРАВИЛА ФОРУМА размещены в ТЕХНИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ: http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=541

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Старцы и старчество. Наставления и советы.


Старцы и старчество. Наставления и советы.

Сообщений 621 страница 640 из 903

621

Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной.

Игумен Никон (Воробьев).


"Мы себе не отдаем отчета, большей частью в том, что мы, выходя из сна, вступаем в совершенно новый, небывалый день. Этого дня никогда еще с начала мироздания не было. Этот день совершенно нов, он полон бесконечными возможностями. Отчасти он будет определен по отношению к нам действиями, словами, личностью других людей, событиями, которые связаны с ними.
Но в значительной мере, как день и как события в жизни других людей, он будет определен нами, тем, что мы собой представляем и как мы будем действовать в нем, словом или поступками. И вот раньше, чем вступить в этот день необдуманно, случайно, мы должны остановиться и осознать, принять в наше сознание как можно глубже то, что вчерашний день прошел, отзвучал, и теперь мы находимся перед совершенной новизной нового дня, и что Бог нас в этот день посылает — в идеале — вестниками от Него Самого".
Митрополит Сурожский Антоний.



Делай в жизни лишь самое необходимое и не хватайся за лишнее. Необходимое – это то, в чем помогает Бог, а лишнее – то, в чем нет помощи Божией.
Монах Симеон Афонский.

0

622

Молитва "Господи, помилуй"
прот. Николай Гурьянов

Из всех молитв, какие знаю,
Пою в душе иль вслух читаю,
Какою дышит дивной силой
Молитва "Господи, помилуй".

Одно прошенье в ней, не много!
Прошу лишь милости у Бога,
Чтоб спас меня Своею силой,
Взываю: "Господи, помилуй".

Плыву в житейском бурном море,
Встречаю радости и горе;
От бурь какой спасался силой?
Молитвой "Господи, помилуй".

И горе таяло, и радость
Мне приносила вдвое сладость,
И все то было дивной силой
Молитвы "Господи, помилуй".

Когда лились от горя слезы
Иль страстные смущали грезы,
Тогда с особой сердца силой
Твердил я: "Господи, помилуй".

Уж близок я к последней грани,
Но все ж горячими слезами,
Хотя с увядшей тела силой
Молюсь я: "Господи, помилуй".

Душа, окончив жизнь земную,
Молитву эту, не иную,
Тверди и там ты, за могилой,
С надеждой: "Господи, помилуй".

0

623

Мы живём в апокалиптические времена. Люди хотят иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили всё, что хотим, а Он прощал нас не переставая. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются в грех. С этого, то есть с неверия, начинается всё зло. Люди идут по жизни без Бога, но что могут они без Него? Они лишь наведут на себя гнев Божий.

преп Паисий Святогорец.


http://s2.uploads.ru/t/dlySs.jpg

http://s2.uploads.ru/t/P4CfA.jpg

0

624

Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.


"Человек должен научиться некоторое время проводить в одиночестве, оставаясь наедине со своей собственной душой".
Архимандрит Рафаил Карелин.



Душа человека - это тайна. Разве мы можем знать сердце человека, видеть его стремления, желания, его борьбу со своими страстями, добрые дела, совершенные им, условия в которых он находился, демоническую силу, действовавшую на него и боровшуюся с ним? Поэтому наш суд о человеке никогда не будет свободен от клеветы, почему святые отцы и учили: "Внимай самому себе, суди самого себя, обличай самого себя". Твоя собственная душа - поле, заросшее сорняками и колючками, над которыми нужно трудиться всю жизнь.
Архимандрит Рафаил (Карелин)

0

625

http://s6.uploads.ru/t/XSLVa.jpg

0

626

К началу службы ходить — трезвенее будешь.

Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять.

Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: «Достойно есть». А в церкви пришедши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне», и проч.

К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. Батюшка о.Макарий, случалось, заболеет, а все пойдет в церковь. Посидит, потом в архиерейскую келью войдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к о.Флавиану, — там побудет; но когда уже видит, что не в силах быть более в церкви, перекреститься, да и уйдет. А то все не верит себе.

Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вместо утрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо обедни — третий и шестой часы с изобразительными.

В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.

В праздности время грех проводить. И службу церковную и правило для работы грех упускать. А то, — Господь как бы тебя не наказал за это.

Прп. Амвросий Оптинский.

0

627

http://s7.uploads.ru/t/s4M5a.jpg

0

628

О хульных помыслах. Святой Паисий Святогорец.

Какие помыслы являются хульными

— Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным...

— Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы. Этих помыслов и пересказывать-то никому не надо.

— Даже духовнику?

— Духовнику достаточно сказать следующее: "Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе — моем духовном отце". Все эти богохульства и грехи не наши — они происходят от диавола. Поэтому нам нет нужды расстраиваться еще и из-за грехов диавола. Когда я был новоначальным монахом, диавол какое-то время приносил мне хульные помыслы — даже в церкви. Я очень расстраивался.

Диавол внушал мне скверные помыслы о Святых, [в качестве исходного материала] используя те сквернословия и похабщину, которые я слышал от других, будучи в армии. "Эти помыслы от диавола, — вразумлял меня мой духовник. — Раз человек расстраивается из-за скверных помыслов о святыне, которые у него появляются, это уже доказывает, что они не его собственные, а приходят извне". Но я продолжал расстраиваться.

Когда приходили хульные помыслы, я уходил молиться в придел Честного Иоанна Предтечи, прикладывался к его иконе, и она благоухала. Когда скверные помыслы приходили снова, я опять спешил в Предтеченский придел, и от иконы вновь исходило благоухание. Во время одной Божественной литургии я был в приделе и молился. Когда певчие запели "Святы́й Бо́же" Нилевса, я со своего места стал тихонько подпевать.

Вдруг я увидел, как через дверь, ведущую в притвор главного храма, в придел вваливается огромный страшный зверь с головой пса. Из его пасти и глаз извергалось пламя. Чудовище повернулось ко мне и, раздраженное тем, что я пою "Святый Боже", дважды злобно погрозило мне лапой. Я бросил взгляд на монахов, молившихся рядом со мной: может быть, они тоже видели [зверя]? Нет, никто ничего не заметил. Потом я рассказал о случившемся духовнику. "Ну, видел, кто это был? — сказал мне духовник. — Это он самый и есть. Теперь успокоился?"

— Геронда, а всегда ли человек понимает, что его помысл является хульным?

— Он понимает это, если работает головой, которую дал ему Бог. Например, некоторые задают мне вопрос: "Геронда, как возможно существование адских мук? Мы огорчаемся, видя человека, сидящего в тюрьме, что же говорить о тех, кто мучается в аду!" Однако такие рассуждения — хула на Бога. Эти люди выставляют себя более праведными, чем Он. Бог знает, что делает. Помните случай, рассказанный Святым Григорием Двоесловом? Однажды епископ Фортунат изгнал нечистого духа из бесноватой женщины.

Изгнанный бес принял образ нищего, вернулся в город и стал обвинять епископа. "Немилосердный изгнал меня!" — кричал он. Один человек, услышав эти крики, пожалел "несчастного": "Что за нелегкая дернула его тебя выгнать! Как он мог на такое пойти! А ну, давай, заходи ко мне в дом". Диавол вошел в его дом и вскоре попросил: "Подбрось в очаг дровишек, а то я зябну". Хозяин положил в огонь толстые поленья, пламя весело загудело. А когда огонь разгорелся как следует, диавол вошел в ребенка хозяина дома.

В припадке беснования несчастный прыгнул в огонь и сгорел. Тогда хозяин понял, кого изгнал епископ и кого он принял в свой дом. Епископ Фортунат знал, что делал, когда изгонял нечистого духа из бесноватой.

Откуда происходят хульные помыслы

— Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии?

— Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка (так Старец называл диавола). Такому человеку хорошо бы стать немного бесчувственным — в положительном смысле этого слова — и не копаться в помыслах определенного рода. Кроме того, доброе равнодушие необходимо человеку, которого диавол, желая вывести из строя, сделал чрезмерно чувствительным в отношении какого-то конкретного дела или явления — хотя обычно такой человек чрезмерной чувствительностью не страдает.

И такому человеку на какое-то время поможет доброе равнодушие. Однако за ним должен наблюдать духовник. Ему нужно открывать свой помысл духовнику и быть под его наблюдением. В противном случае он может потихоньку стать безразличным ко всему и впасть в противоположную крайность — превратиться в совершенно равнодушного человека.

— Геронда, почему, когда я впадаю в печаль, у меня появляются хульные помыслы?

— Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку — греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

— Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

— Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне.

Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь.

Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

Как-то я повстречал человека, который постоянно плевался. "Он одержим бесом", — сказали мне про него. "Да нет, — отвечаю, — бесноватые так себя не ведут". И действительно, как я достоверно узнал потом, этот бедолага не провинился настолько, чтобы стать одержимым. Он рос сиротой и отличался чувствительностью, впечатлительностью.

Вдобавок у него был помысл "слева" и немного болезненное воображение. Диавол все это разжег и стал приносить ему хульные помыслы. И когда он их приносил, несчастный сопротивлялся, подскакивал и, желая избавиться от хульных помыслов, "выплевывал" их. А те, кто наблюдали за этим со стороны, думали, что он одержим бесом. Вот так: впечатлительный бедолага выплевывает хульные помыслы, а ему говорят: "Ты одержим бесом!"

Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы. А потом, желая тебя запутать или ввергнуть в отчаяние, начинает внушать: "Да таких помыслов и сам диавол не принесет! Теперь ты не спасешься". Диавол может принести человеку хульные помыслы даже на Святаго Духа, а потом сказать, что этот грех — хула на Святаго Духа не прощается.

— Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

— Да. Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью.

Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок (т.е. духовных предпосылок — благоговения, смирения, послушания Церкви или предпосылок внешних — образования, способностей, знания греческого языка и т.п.).

Презрение к хульным помыслам

— Геронда, Авва Исаак говорит, что мы побеждаем страсти "смирением, а не превозношением" (в русском переводе: "Когда препобедишь страсти смирением, а не превозношением"). Презрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам — это не одно и то же?

— Нет. В презрении страсти есть гордость, самоуверенность и — что хуже всего — самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и "отказываешься" от свой страсти. Ты словно говоришь: "Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения" — и неподвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хульные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.

— А если человек притворяется перед другими, что имеет какую-то страсть, например, изображая себя чревоугодником, то тем самым он насмехается над диаволом?

— В этом случае он "лицемерит добрым лицемерием", но это не насмешка над диаволом. Ты насмехаешься над диаволом, когда он приносит тебе хульные помыслы, а ты поешь что-то церковное.

— Геронда, как прогнать хульный помысл во время богослужения?

— Песнопением. "Отве́рзу уста́ моя́..." (начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы). Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.

— А если хульный помысл не уходит?

— Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство — это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он — учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное.

Смотри, ведь и малые дети, желая показать презрение своему сверстнику, перебивают его речь разными песенками вроде "тру-ля-ля". То же самое следует делать и нам по отношению к диаволу. Однако будем показывать свое презрение к нему не мирскими песенками, а священными песнопениями. Церковное пение — это не только молитва к Богу, но и презрение к диаволу. Таким образом, лукавому достанется на орехи и с одного и другого бока — и он лопнет.

— Геронда, находясь в таком состоянии, я не могу петь. Даже ко Святому Причащению мне подходить не легко.

— Это очень опасно! Тангалашка загоняет тебя в угол! И пой, и причащайся — ведь эти помыслы не твои. Окажи мне послушание хотя бы в этом [во время брани помыслов] пропой один раз "Достойно есть", чтобы тангалашка получил то, что ему причитается, и пустился наутек. Я не рассказывал тебе об одном афонском монахе? Двенадцатилетним сиротой он пришел на Святую Гору. Лишившись любви своей матери по плоти, он всю любовь отдал Матери Божией.

Он питал к Ней такие же чувства, как к своей родной матери. Если бы ты видела, с каким благоговением он прикладывался к иконам! И вот враг, сыграв на этой любви, принес ему хульные помыслы. Несчастный даже к иконам прикладываться перестал. Его Старец, узнав об этом, взял его за руку и заставил приложиться к ликам и рукам Пресвятой Богородицы и Спасителя на Их иконах. Сразу же после этого диавол пустился в бегство. Конечно, лобызать Божию Матерь и Спасителя прямо в лик — это, некоторым образом, дерзко. Но Старец заставил монаха сделать это, чтобы прогнать мучавшие его помыслы.

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами

— Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним, то ложится ли на меня вина? (в аскетическом лексиконе "приражением" называется помышление ума или движение сердца, не сопровождаемое образами. Появление и замедление греховных образов и мечтаний свидетельствует о "сосложении" с помыслом, которое является внутренней уступкой греху и требует уврачевания покаянием.)

— Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

— Геронда, а когда человек виновен в хульном помысле ?

— Он виновен, если не огорчается, что имеет такой помысл, а сидит [сложа руки] и собеседует с ним. И чем больше он будет принимать хульные помыслы, тем большему диавольскому смятению подвергнется. Ведь, разглядывая появившийся хульный помысл и собеседуя с ним в уме, ты в малой степени подвергаешься беснованию.

— А как прогнать такие помыслы?

— Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет. Однако, начав хотя бы немного услаждаться этими помыслами, он дает им пищу, "поливает" своего ветхого человека. В этом случае помыслы "отсыхают" нелегко.

— А со мной, Геронда, иногда случается следующее: я принимаю хульные помыслы, сослагаюсь с ними, потом понимаю это, но уже не могу их прогнать.

— Знаешь, что с тобой происходит? В какой-то момент ты на что-то отвлекаешься, рассеиваешься и с разинутым ртом начинаешь считать ворон. Тогда к тебе подкрадывается тангалашка и вбрасывает в твой разинутый рот карамельку. Ты начинаешь вращать ее во рту, чувствуешь ее вкус, и тебе уже тяжело ее выплюнуть. Нужно выплевывать сразу — едва-едва почувствуешь ее "сладость".

— Геронда, а если я ненадолго принимаю появившийся хульный помысл, но потом его прогоняю?

— В этом случае диавол дает тебе леденец, ты его выплевываешь — но не сразу, а спустя какое-то время. Выплевывать нужно немедленно. В противном случае, обманув тебя вначале с помощью леденца, диавол впоследствии напоит тебя горьким зельем и поглумится над тобой.

0

629

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами (старец Паисий Святогорец).
— Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним [1], то ложится ли на меня вина?

— Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

— Геронда, а когда человек виновен в хульном помысле ?

— Он виновен, если не огорчается, что имеет такой помысл, а сидит [сложа руки] и собеседует с ним. И чем больше он будет принимать хульные помыслы, тем большему диавольскому смятению подвергнется. Ведь, разглядывая появившийся хульный помысл и собеседуя с ним в уме, ты в малой степени подвергаешься беснованию.

— А как прогнать такие помыслы?

— Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет. Однако, начав хотя бы немного услаждаться этими помыслами, он дает им пищу, "поливает" своего ветхого человека. В этом случае помыслы "отсыхают" нелегко.

— А со мной, Геронда, иногда случается следующее: я принимаю хульные помыслы, сослагаюсь с ними, потом понимаю это, но уже не могу их прогнать.

— Знаешь, что с тобой происходит? В какой-то момент ты на что-то отвлекаешься, рассеиваешься и с разинутым ртом начинаешь считать ворон. Тогда к тебе подкрадывается тангалашка и вбрасывает в твой разинутый рот карамельку. Ты начинаешь вращать ее во рту, чувствуешь ее вкус, и тебе уже тяжело ее выплюнуть. Нужно выплевывать сразу — едва-едва почувствуешь ее "сладость".

— Геронда, а если я ненадолго принимаю появившийся хульный помысл, но потом его прогоняю?

— В этом случае диавол дает тебе леденец, ты его выплевываешь — но не сразу, а спустя какое-то время. Выплевывать нужно немедленно. В противном случае, обманув тебя вначале с помощью леденца, диавол впоследствии напоит тебя горьким зельем и поглумится над тобой.

0

630

Когда нам больно, нас посещает Христос (старец Паисий Святогорец).

Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание, но стремится жить припеваючи, находится вне реальности. "Проидо́хом сквозе́ о́гнь и во́ду и изве́л еси́ ны́ в поко́й" [1], — говорит псалмопевец.


Посмотри, ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и Святые нашей Церкви тоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуем по тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизни небольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета [своих грехов] и достигаем спасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился, пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещает Христос, именно из этого — из боли.


Когда человека посещает боль — тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби — это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачивается за грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто [сам] не хочет пострадать ради любви ко Христу. "Я здоров, — говорит такой человек, — у меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючи и тихо". И такой человек при этом не говорит "Слава Тебе, Боже!" Если бы он, по крайней мере, [с благодарностью] признавал все те благословения, которые подает ему Бог, это бы еще куда ни шло. "Я был этого недостоин, — следовало бы сказать такому человеку. — Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисходительно". В житии Святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз Святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. "Нет, никогда, — ответил богач. — Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь". Тогда Святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: "Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог!" И как только Святой и его спутники вышли на улицу, дом богача рухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек, была на самом деле оставлением Божиим [2].

0

631

http://s6.uploads.ru/t/lqxpr.jpg

0

632

http://s2.uploads.ru/t/rsa9A.jpg

"Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит".
Святитель Иоанн Златоуст.

Даем мы людям, а возвращает нам Господь. Иногда сразу и так, что не заметить — захочешь, да не сможешь. Иногда — после и прикровенно... Люди могут быть неблагодарны и чаще всего оказываются такими, но не Господь. Если же чего-то сейчас и не вернет Он тебе, то вернет потом — сторицей, не скорби понапрасну. Когда потом? Тогда, когда нуждаться в этом будешь более всего, когда все, что здесь, пройдет, словно сон.

Игумен Нектарий (Морозов)

Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем.
Святитель Николай Сербский.

"Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его".
Преподобный Серафим Вырицкий.

Жена должна, как ниточка за иголочкой, следовать за мужем. Есть многие профессии, когда человека просто в приказном порядке с одного места отправляют на другое. Например, военные. Жена должна ехать за мужем своим и не ворчать, не капризничать, мол, я не поеду в эту глухомань, а поживу у мамы. То же самое можно сказать о духовенстве. Если же нет, и женщина настаивает на своем, то это начало разрушения семьи. Она должна понимать: раз выхожу замуж, то теперь интересы мужа, его служение, помощь ему – для меня главное в жизни.

Архимандрит Георгий (Шестун)

0

633

«Наступают трудные времена, поскольку умаляется вера. Из-за бедности будут продавать свои души ради пищи и тряпок. Мир станет злым, исчезнет любовь и милосердие между людьми. Священники и миряне станут одним и тем же, и не будет кого-либо, кто станет наставлять верующих. Верующие не смогут найти ни пастыря, ни спасительного пути. Будут править деньги и страстное стремление к наживе.

Никто не будет заботиться о человеческих душах. Все будет лишь определяться просто торговой выгодой. Все будут равнодушны к своему спасению, к вере, не станет страха Божия, понятия обязанность, ответственность станут непонятными. Все будет вращаться вокруг денег.

Один будет продавать другому. Зло будет с невероятной силой разливаться по миру. Мы будем переживать последние времена. Мы даже не можем себе представить насколько станет трудно. Мы не можем себе представить, что нас и наших детей ожидает.

Наши дети в эти трудные времена будут совершенно неподготовленными к тому, чтобы противостоять положению, поскольку сегодня родители не учат детей страху Божию и стыда перед людьми. По этой - то причине они станут жертвами многих зол.

Матери, не бросайте детей ваших, дабы волна этого растлевающего века на обрушилась на них! Вы будете вечно плакать, если не спасете ваших детей и сделаете их сынами геенны огненной. Если же грех мира остановится и люди покаются, то мы не будем переживать последние времена…»

Преподобный Иларион (Оптинский)

0

634

Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко... А остальное - предоставь Господу. Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

http://s7.uploads.ru/t/A7NLM.jpg

http://s3.uploads.ru/t/exkLO.jpg

http://s7.uploads.ru/t/Ekce4.jpg

0

635

http://s7.uploads.ru/t/H3COg.jpg

0

636

ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.
Некий монах усердно молился говоря:
- Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?
Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот наконец, Является к нему Ангел Божий и говорит:
- Пойдём, я покажу тебе пути, которыми ходят люди. Они вышли из кельи и ангел повёл старца в лес.
- Видишь того дровосека, который несёт на себе тяжкую вязанку дров и не хочет сбросить хоть немного для облегчения? - спросил херувим.
Точно так же некие люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться. После ангел показывает старцу колодец с водой и говорит:
- Видишь безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так и люди каются. Черпают благодать прощения, а затем снова грешат и благодать утекает, как вода сквозь решето.
Снова показывает ангел монаху человека и молвит:
- Видишь ли сего, который положил поперёк лошади бревно и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят - без смирения и в гордыне - не зная им цену. А теперь, сам старче посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим?


О, если бы мы осознавали Божие долготерпение! Для строительства Ноева ковчега понадобилось сто лет. Думаете, Бог не мог быстро построить какой-то там ковчег? Конечно, мог, но Он оставил Ноя мучиться сто лет, чтобы остальные тоже поняли, что их ждет, и покаялись. "Смотрите, - говорил людям Ной, - будет потоп! Покайтесь!" Но его поднимали на смех. "Что за ящик он строит!" - иронизировали современники Ноя и продолжали свое. И сейчас Бог может за две минуты потрясти весь мир и заставить его измениться - так, чтобы все стали верующими и даже "суперверующими". Как? А вот как: если Он переключит тумблер на "землетрясение" и станет потихонечку поворачивать регулятор усилителя: сначала на "5 баллов Рихтера", потом - на "6", потом - на "7"... На "восьми" многоэтажки начнут качаться как пьяные и биться одна о другую. На "десятке" все скажут: "Согрешили! Умоляем Тебя, спаси нас!" А может быть, люди даже дадут обет уйти в монахи - все до одного! Но лишь только землетрясение закончится, а люди, хотя и будут еще немного покачиваться - уже смогут удерживаться на ногах, опять побегут в бары и на дискотеки! Потому что в таком обращении людей к Богу не будет настоящего покаяния, они произнесут слова покаяния поверхностно, чтобы спастись от зла.
преп Паисий Святогорец.

0

637

http://s3.uploads.ru/t/1N3Lh.jpg

http://s7.uploads.ru/t/gYUmr.jpg

http://s2.uploads.ru/t/8q6Qk.jpg

http://s2.uploads.ru/t/n9mJH.jpg

0

638

«ТОЛКНИ СОСУД. ЧТО ИЗ НЕГО ВЫПЛЕСНЕТСЯ, ТЕМ ОН И НАПОЛНЕН!»

http://s6.uploads.ru/t/jicnS.jpg

В нашу эпоху не хватает живых примеров (прп. Паисий Святогорец)

- Геронда, почему Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что мученики последних времен будут "па́че все́х му́ченик" [1] ?

- Потому что раньше было много богатырей [духа]. А в нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, не понимая того, насколько велик был их труд. Чтобы это понять, надо потрудиться самим, надо полюбить Святых и от любочестия [2] приложить усилия к тому, чтобы быть на них похожими. Конечно, Благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи.

В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать другому. При этом ни зло, ни нерадение не могли устоять. Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Помню, как-то в Салониках мы ждали сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Загорелся зеленый, человеческая масса тронулась, и я почувствовал, что меня несет вместе со всеми. Мне оставалось только переставлять ноги и приближаться к противоположной стороне улицы. Я хочу сказать, что если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми - даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток.

В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, - не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло.

Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, это весьма помогает другим. Потому что, если кто-то духовно преуспевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его видит. То же самое и с человеком расхлябанным - он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг не остается уже ничего хорошего. Поэтому среди царящей расхлябанности очень поможет подвижнический дух. Нам надо быть чрезвычайно внимательными в этом отношении, потому что нынешние люди, к несчастью, дошли до того, что даже принимают законы, насаждающие расхлябанность и распущенность. Даже подвизающихся принуждают к исполнению этих законов. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с людьми мира сего [3]. Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить Святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами. Если я стараюсь подражать тем, кто преуспевает, то моя совесть утончается. Глядя же на тех, кто плетется в хвосте, я нахожу себе оправдание, извиняю себя тем, что, в сравнении с их погрешностями, мои собственные невелики. Я успокаиваю себя помыслом, что есть кто-то и хуже меня. Так я душу в себе совесть, или, лучше сказать, заканчиваю тем, что мое сердце становится бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки.
____________________________________________________________________

1) "Мученики последних времен будут выше первых мучеников" Св. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные, 15 огласительное слово. М. 1855 С261.

2) Любочестие (греч. "φιλότιμο"). В современном русском языке эквивалента этому слову нет. Не буквально его можно перевести как "великодушие", "расположенность к жертвенности", "презрение материальным ради какого-то духовного или нравственного идеала". Это слово часто встречается в речи Старца Паисия, который подчеркивает значение любочестия в духовной жизни.

0

639

Берегите друг друга от гнева!

На запрос «Ты меня бесишь» в поисковой системе сети интернет выдается около 140 тысяч результатов: это и видео, и фото, и музыка, и высказывания на форумах. Но если этот же запрос ввести на английском языке («I hate you» – с англ. «я тебя ненавижу»), то результатов будет более 150 миллионов! Ну а если у вас нет компьютера, чтобы проводить подобные исследования, то можно просто выйти на улицу города и услышать, как люди высказывают друг другу свое раздражение: словами, жестами, взглядами, гудками автомобилей. Часто «бесишь» звучит в адрес родителей, бабушек-дедушек, друзей, любимых… Гнев – одна из страшнейших болезней не только современного общества – тема разговора с протоиереем Евгением Попиченко.

– Почему люди так любят раздражаться, несмотря на то, что раздражение делает их жизнь безрадостной и полной зла?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с природой такого явления, как гнев. Когда Господь решил сотворить человека, то Он задумал его как существо совершенное, способное к выживанию. И уже в раю человеку даются первые заповеди: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Заповедь «возделывания рая» – это призыв человека к внутреннему деланию, духовному развитию, к постоянному совершенствованию Адама в послушании и любви к Богу, без которого никакого внешнего рая и быть не может. Вторая заповедь «хранения рая» понимается святыми отцами как предупреждение человека Богом о том, что уже есть зло, что есть дьявол, что есть некая опасность, от которой нужно храниться. Вот как оружие против зла и была дана человеку способность гнева. То есть гнев, или как его называют святые отцы «сила раздражения» должна была помочь сохранить рай. Итак, гнев – это не что-то привнесенное в человеческую природу, но это изначально данная человеческой душе способность, которая должна была лечь в основу инстинкта самосохранения. Что было после? А после Адам упал и разбился на части, его душа распалась и расстроилась. Три силы душа – сила ума, сила гнева и сила желания – стали подобны лебедю, раку и щуке из басни И.А. Крылова:
Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Так и жизнь падшего человека полна муки. Все три силы души он стал направлять против Бога, против ближнего и против самого себя. Мы не умеем пользоваться этим важнейшим оружием самосохранения, и, как следствие, вместо греха мы гневаемся на грешника, оружием калечим себя и ближнего. Оружие превратилось в страсть, духовную болезнь. Каждый человек в той или иной степени болен гневом, мы не можем совсем не раздражаться. Но если эта болезнь не лечится, то она овладевает душой: человек, как духовный паралитик, не может потерпеть и сдержать даже самого малейшего раздражения. Самое же опасное, когда дурная привычка становится любимой: я гневаюсь и мне это нравится, я разрушаю себя, но я хочу это делать. – Уже пару десятилетий в российском обществе ходит такое мнение: если сдерживаешь гнев, то вредишь своей душе и телу, поэтому лучше не держать гнев в себе, а выплеснуть его. Этому учат и взрослых, и детей. Однажды я стала свидетелем одновременно смешной и грустной сцены. Мама держала на руках грудничка, который громко плакал. В качестве утешения мама приговаривала: «Да, пореви, не держи все в себе». – Это одна из ошибок современного человека. К сожалению, люди не знают и не понимают основных законов духовной жизни: все, что проходит через душу человека, меняет ее. «Выпустить гнев» означает направить его против кого-то, кто мне мешает. Но ведь если я выпускаю гнев, то я все равно пропускаю его через свою душу, через мою душу проходит раскаленное оружие гнева. Поэтому повторим еще раз: гнев калечит самого человека: и душу, и тело. Давно замечено, что часто гневающиеся, легко раздражающиеся люди чаще других болеют язвами желудочно-кишечного тракта. «Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и почитаем себя мудрыми» Преподобный Исаия Отшельник

– Батюшка, Вы утверждаете, что и не сдерживать, и сдерживать гнев разрушительно. Что же мне тогда делать? – Это смотря как вы хотите сдерживать гнев. Если уж начать обуздывать эту душевную способность, то нужно делать это правильно. Понятно, что источников раздражения вокруг нас очень много: мы сами терзаем свою душу неконтролируемым потоком информации, лишними звуками и образами. Мы можем их сократить, но не можем избежать вовсе. «Скорая помощь душе», первое средство, которое предлагается святыми отцами в случае раздражения – молчание или удаление от источника раздражения. Ведь гнев – такая опасная страсть, что может помрачить разум, довести человека до состояния беспамятства, аффекта, безумия. Потом он будет удивляться, когда ему расскажут окружающие, что не могли оттащить его от несчастной жертвы, которую он беспощадно бил. Или он будет еще долго мысленно продолжать спор, придумывая реплики противника и свои «замечательные и убийственно точные» ответы. То есть человек, попав под власть гнева, стал абсолютно бесноватым, с парализованной волей. Чтобы этого избежать, нужно постараться как можно скорее оказать «скорую помощь» своей душе, предупреждая приступ гнева. Ну а дальше, когда первая помощь душе оказана, нужно обратить внимание на причины нашего раздражения. Кроме того, что мы живем среди больных людей, мы и сами больны. Отгадайте загадку: «Мудрец увидел мудреца, глупец увидел глупеца, баран барана – что это?» Зеркало. Каждый замечает в окружающих людях то, что есть в нем. Здесь действует принцип двух одинаково настроенных струн: если по одной ударить, то вторая неизбежно начнет вибрировать. И добродетели, и страсти людей, оказавшихся рядом, начинают как бы взаимодействовать, становятся созвучными: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26 – 27). И если в ближнем нам что-то не понравилось, то это наш недостаток. Это именно то, что мы в себе осуждаем или вовсе боимся признать. Часто прощая что-то себе, мы ни за что этот недостаток не простим нашему ближнему. Именно поэтому вор всегда будет видеть вокруг себя воров, блудник – блудников, а гневливый будет раздражаться, видя вокруг себя «сплошных уродов». Здесь-то и нужно заняться следующим аскетическим упражнением: внимательно посмотреть на самого себя. А точнее – заглянуть в самого себя и поставить себе диагноз: если этот человек меня чем-то раздражает, то это не он урод, а я духовный урод, моя собственная страсть меня же и раздражает. Поэтому жалко глупого человека, который винит в своем раздражении других и пытается как-то их изменить. Это бесполезно, так как невозможно изменить ни одного человека в этом мире, кроме самого себя. Иначе, даже если он окажется в полном уединении, повод для раздражения все равно найдется, и от гнева не спрятаться ни в лесу, ни в горах. Самый лучший способ борьбы со своими страстями – самоукорение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О терпении» пишет о том, что без правильного самоукорения не только невозможно приобретать такую добродетель, как смирение, но и вообще невозможно в земной жизни достигнуть состояния хотя бы временного покоя, мира и земного счастья. За что же себя укорять? Во-первых, за то, что, совершая свои личные грехи, я усиливаю действия зла в мире. Но главным образом я должен себя укорять за то, что люблю грех, не могу его возненавидеть так, чтобы уже не совершать его никогда. «Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его и не сочтет себя высшим его» Авва Дорофей

– Нельзя же полностью уйти в себя и заниматься только наведением порядка в своей душе, не обращая никакого внимания на окружающий мир. Например, как быть христианину, если рядом с ним оказываются люди, которые разговаривают матом: выражают матом радость, гнев, что-то матом рассказывают, просто заполняют паузы этими словами? Я, конечно, могу размышлять так: «Какая я нетерпимая, мои страсти обнажились при помощи этого инструмента – матерящихся людей. У меня свои недостатки, которые даже хуже тех, что меня сейчас возмутили. Буду каяться, а этих людей просто больше не буду замечать». Это уже напоминает столь распространенную сегодня позицию «пофигизма», когда меня вообще ничего не волнует. – Вообще ход рассуждения правильный, только без ухода в «пофигизм». Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1 –2). Дело в том, что сатана сатану изгонять не может, и страсть страстью никогда не остановишь. Мы часто поступаем обратно, говоря на повышенных тонах: «Заткнись!», пытаясь огонь залить бензином. Грех же можно победить только кротостью. Ты можешь пытаться помочь человеку при одном условии – если у тебя кроткое сердце. А еще должна быть смелость, то есть готовность подойти и смириться перед человеком: в душе встать перед ним на колени и просить, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). «Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога. Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве...» Преподобный Ефрем Сирин

– В Священном Писании слово «гнев» встречается 166 раз, и это слово применяется как к людям, так и к Самому Господу. Иногда люди сами просят Бога, чтобы Тот «воспламенил гнев» в их сердцах, чтобы победить врагов, или Сам «воспламенил гнев Свой» на кого-либо. Значит ли это, что в ветхозаветные времена гнев все же творил правду Божию? – Нужно различать тот самый гнев, о котором мы говорили в начале, и гнев падшего человека. Иначе может возникнуть путаница и масса недоумений не только при чтении Ветхого Завета, но и при чтении Евангелия. Христос тоже был не инфантильным юношей. Например, однажды он очень жестко сказал апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). И торговцев из храма выгнал бичом, опрокинув их столы со словами: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2, 17). Господь всегда действует в мире, исходя из главной цели – спасения одного человека или целого народа. Исходя из этой цели, Он попускает и скорби, и страдания, и гнев. Даже убийство врагов на войне Господь попускает, чтобы не произошло большее зло. Поэтому для христианина очень важно всегда думать, что творится в его сердце и что происходит вокруг. В каком-то случае можно не вмешиваться в происходящее, потерпеть, а в другом случае невмешательство будет большим злом. От христиан же почему-то ожидают неправильного терпения. Обычно эта позиция проговаривается так: «Мы будем поносить вашу веру, вашего Бога, будем издеваться над вашими святынями, вас пинать, а вы терпите, вам же ваш Бог заповедовал щеку подставлять».

– Как определить, терпеть тебе или вмешиваться в происходящее, сопротивляться? Как понять, праведный гнев в твоем сердце или нет? – Святитель Филарет Московский говорит: «Люби врагов своих, поражай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих». Праведный гнев должен возникнуть в душе христианина, если кто-то оскорбляет веру и Бога, попирает святыни, стремится завоевать Отечество. Праведный гнев должен возникнуть, если кто-то (человек это или дьявол) подбивает нас на грех. Только такой гнев и будет творить правду Божию. «Молитве гордого и гневливого не только не внемлет Бог, но и попускает молящемуся в таком устроении различные унизительные искушения» Святитель Игнатий (Брянчанинов)

– Чаще всего гнев проявляется в повседневности. В бытовых ситуациях обычно не идет речь о попирании святынь или о завоевании Отечества. Обычно люди сталкиваются с какими-то «низкими», земными поводами к возникновению гнева: ревность, сплетни, оскорбления. И не всегда человек понимает, что Господь это попускает для его блага, и не всегда он готов потерпеть. Например, приходит ребенок из школы и плачет: его обзывают, оскорбляют или даже бьют одноклассники. Должен ли родитель научить его защищаться, давать сдачи или сказать: «Терпи, смиряйся и люби своих врагов»? – Думаю, что заповедь: «Терпи, смиряйся и люби врагов своих», – заповедь для взрослых, а дети должны учиться защищать себя. Но, во-первых, если ребенок приходит с такой бедой, родитель должен нейтрализовать тот яд ненависти, который впрыскивает обида в душу ребенка. Нужно объяснить ему, что оскорбители – глубоко несчастные люди. Действительно, если человек стремится унизить, обидеть, ударить другого для забавы, значит у него в жизни серьезные проблемы. Сердце такого ребенка уже отравлено или духовно мертво, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15, 19 –20). Нужно попытаться донести это до своего ребенка и постараться научить его сострадать. Но такое оправдание грешника не должно сочетаться с попустительством греха. Сам родитель должен обратить внимание классного руководителя на поведение ребенка, поговорить с его родителями. А если ситуация не меняется, то родитель оставляет за собой право лично поговорить с оскорбителем. Может быть, это вызовет какой-то конфликт с родителями, но если они сами не реагируют на поведение своего ребенка, нужно действовать быстро и жестко. Вместо родителей за обиженного могут вступаться его старшие братья и сестры. А если таковых нет, то и сам ребенок должен уметь защищаться… И не только словами. – Это выглядит уж совсем крамольно: христиане могут учить своих детей драться?! – Знаете, я в жизни дрался всего три раза. Одна из драк была с хулиганистым авторитетом класса. Сначала был конфликт, потом короткая перепалка, а потом одним ударом мне разбили нос, потому что он занимался боксом, а я играл на виолончели. Но после инцидента мой авторитет повысился, и ко мне больше никто не лез. Мальчишки уважают смелость, даже если она однозначно проигрышная, ведь это было не столько сопротивление силы, сколько сопротивление воли, духа. «Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому» Святитель Иоанн Златоуст

– Кто научил Вас этому сопротивлению духа? – Жизнь… интуиция, инстинкт самосохранения. Уточню, что неправильно специально учить ребенка драться просто так. Неправильно учить его злу, но нужно учить его сопротивляться злу силой, когда других методов в запасе больше не остается. Конечно, христианин должен жить по заповеди: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29), но ведь дети-то еще не христиане. У них еще недоразвиты ни вера, ни воля, ни разум, они пока еще не могут делать осознанный выбор. Дети-христиане – это исключение из правила. Обычно дети живут по законам «животного мира», и жестко налагать на их плечи бремена неудобоносимые – христианскую мораль – отвратить их от себя и от Бога. Нужно учить их идеалу, но до идеала им предстоит еще дорасти. Когда же дети вырастают, то они делают осознанный выбор, терпеть ли обиду, нанесенную им лично.

Еще раз повторю первое «золотое правило» в отношении гнева. Преподобный Иоанн Лествичник сформулировал его так: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении души, середина – молчание сердца при тонком смущении души, а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров». Выражаясь современным языком – «прикуси свой язык», так как гнев воспламеняется от слов.
Нужно беречь друг друга, не допуская гнилых слов, злых жестов и взглядов. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), ведь солнце может никогда не взойти для нас или для нашего ближнего. И если Господу угодно, чтобы мы сегодня перешли в вечность, то Ему и угодно, чтобы мы перешли туда в мире со всеми ближними.
Ради собственной безопасности, ради безопасности наших родных берегите друг друга от гнева.

0

640

Да не зайдет солнце в гневе вашем!
Раздражительность – это тяжелая болезнь души, которая в наше время приняла масштабы эпидемии и все чаще приводит к житейскому краху. Хуже всего приходится людям в крупных городах, где вечная спешка и ежесекундная борьба за лидерство порождают атмосферу враждебности и нетерпимости. Как же уберечь свою душу от смертного греха – гневливости? Кому молиться о помощи?
«Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого». Святитель Иоанн Златоуст

Дырявый забор .
Чтобы больной начал лечиться, ему прежде всего надо понять, что он действительно болен, – многие ведь с легкостью оправдывают себя вспыльчивым, но отходчивым характером, не думая о «дырявом заборе». А может быть, им просто незнакома эта мудрая притча? …У одного почтенного человека был на редкость горячий сын, который никого не щадил в приступе ярости. Чувствуя за собой вину, он пришел за советом к отцу. – Как мне избавиться от гнева? – спросил сын. – Это просто. Каждый раз, почувствовав прилив ярости, вбивай гвоздь в забор. В первые дни на дворе то и дело раздавался стук молотка, потом стало чуть тише, а спустя месяц довольный собою сын вновь встретился с отцом. – Я почти излечился от гнева и лишь изредка беру в руки молоток. Что мне делать дальше? – А теперь, – сказал мудрый отец, – как почувствуешь в своей душе ярость, выдирай каждый раз по гвоздю. Это оказалось сложнее, чем вбивать гвозди, но сын не отступал. Со временем в заборе не осталось ни единого гвоздя, и юноша перестал гневаться. Своей радостью он поспешил поделиться с родителем. – Молодец! – похвалил тот. – А теперь посмотри на забор. Он весь в дырах, и уже никогда не будет таким, как прежде. Так и в душах тех, кого ты ранил грубым словом, навсегда останутся раны.

О зажигалках, молоке и змеях

Ни о какой другой греховной страсти не написано у Святых Отцов так много, как о безудержном гневе. Возможно потому, что это самый очевидный из всех грехов. Человек, искаженный гримасой ярости, теряет подобие Божие, в его безумных глазах легко увидеть бесов.

Святитель Григорий Богослов вопрошал: «Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу».

«Побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением». Святитель Дмитрий Ростовский

Рассуждая о природе этого зла, Феофан Затворник утверждал, что «гнев и обидчивость – от самоцена» то есть от завышенной самооценки, себялюбия. А еще – от недостатка ума и такта. Иоанн Златоуст выразил эту мысль так: «Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к самому себе». Не надо забывать, что гнев – оружие обоюдоострое и разрушает самого обидчика не меньше, чем его жертв.

В своих нравственных поучениях преподобный Ефрем Сирин писал: «Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает».

А преподобный авва Исаия жалел таких: «Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви».

Афонский старец Паисий Святогорец, размышляя о современном человеке, в своих «Словах» с сожалением констатирует: «В прежние времена жизнь была более умиротворенной и люди проявляли терпение.

А сегодня все, кого ни возьми, словно зажигалки: сыпят искрами и не могут вынести ни единого слова. …Но правда и то, что сегодня некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным». И все же с гневом можно и нужно бороться, утверждал старец. А еще лучше – упреждать его. «Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает». Так и с гневом: лови его и крепко держи, пока он не вышел из-под контроля. А учиться мудрости Паисий Святогорец советует у змеи. «Хотя у нее есть сильное оружие – яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идет напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека».

Учитель покаяния
Как бы не стремился человек к исправлению, но без помощи Божьих угодников ему не справиться с такой губительной страстью. И он сам, и его близкие для избавления от греха гневливости могут обратиться с молитвами к преподобному Ефрему Сирину. …Святой родился в начале IV века в Сирии (потому и Сирин), в бедной крестьянской семье. Родители воспитывали мальчика в христианской вере, внушая ему всевозможные добродетели. Но у ребенка был вспыльчивый, раздражительный характер. Он плохо ладил со сверстниками, часто ссорился с близкими, мог обидеть грубым словом и совершить необдуманный поступок, о котором потом горько жалел. Так продолжалось до тех пор, пока юноша не попал в беду. Его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Там он впервые задумался о том, что чувствует без вины пострадавший человек. Бог не оставил юношу. Во сне будущий святой услышал громкий голос, призывающий его к покаянию и исправлению. Вскоре после этого Ефрем был оправдан и освобожден. Оказавшись на свободе, юноша удалился в окрестные горы и стал величайшим подвижником, учителем покаяния. Любое поучение и наставление он всегда начинал с обличения своих собственных грехов. За годы подвижничества Ефрем Сирин написал много молитв и песнопений. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению.

От гнева к радости

Святые отцы учат: мало победить в своем сердце гнев, надо еще уметь наполнить его радостью или любовью. Если не сделать этого, раздражительность вновь овладеет человеком. Вот почему надо как можно чаще просить у Бога помощи на добрый помысел («Господи, подаждь ми прощение и великодушие»). В сердце обязательно придет тишина, если неустанно повторять про себя молитву «Богородице, Дево радуйся». А когда добрых помыслов и дел будет не меньше, чем «дырок в заборе», то станет очевидным: быть великодушным куда как приятнее. Это же так легко – уступить дорогу другому автомобилю, пошутить над теснотой в трамвае, а мужу в ответ на обидное слово с улыбкой сказать: «Ну прости меня, милый…»

Молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. (земной поклон) Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон) Боже, очисти мя грешного! (12 поясных поклонов, затем молитва читается еще раз и кладется земной поклон). Читаем эту молитву не только во дни Великого поста, а каждый раз когда нами завладеют гнев, раздражительность, обида.

0


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Старцы и старчество. Наставления и советы.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC